Прокурор разъясняет:«О некоторых особенностях правового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления»

 

«О некоторых особенностях правового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления»

 

            В преддверии предстоящих 10 сентября 2017 года выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Череповецкого муниципального района представляется необходимым рассказать будущим депутатам Советов сельских поселений о том, какие у них возникнут права и обязанности в связи с приобретением указанного статуса.

            Основным Федеральным законом, регламентирующим правовой статус депутатов выборных органов местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон о местном самоуправлении).

Согласно Федеральному закону о местном самоуправлении депутат - член представительного органа поселения, муниципального района. Депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с Уставом Череповецкого муниципального района и Уставами сельских поселений муниципального района депутаты представительных органов осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Федеральным законом о местном самоуправлении определено, что депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах (определяемых органами местного самоуправления), а также на внутридворовых территориях. При этом не должно нарушаться функционирование объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, а также не должны создаваться помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступа граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Депутат должен соблюдать запреты, ограничения, а также исполнять обязанности, которые установлены федеральным и областным законодательством в сфере противодействия коррупции.

К их числу отнесены:

-запрет одновременно замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности (в том числе должности глав муниципальных образований, депутатов представительных органов иных муниципальных образований), должности государственной или муниципальной службы;

-запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (распространяется на председателя представительного органа муниципального района, его заместителя);

-обязанность сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;

-обязанность передавать ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов;

-обязанность представлять Губернатору области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Указанные сведения представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки путем направления их в Департамент государственной службы и кадровой политики области.

Порядок организации приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и работы с ними утверждается Губернатором области.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставлению для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется Департаментом государственной службы и кадровой политики области по решению Губернатора области. Такое решение принимается отдельно в отношении каждого депутата.

Основания проведения проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, организация деятельности Департамента государственной службы и кадровой политики при проведении проверки, а также иные условия ее проведения утверждаются Губернатором области.

При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения депутатом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством о противодействии коррупции, Губернатор области должен обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата (в связи с утратой доверия) в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности устанавливаются федеральными законами.

Иные гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований.