Прокурор разъясняет


Порядок распоряжения бюджетным учреждением недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления

 Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 9 – 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее: Федеральный закон № 7-ФЗ) имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено);

недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме случаев совершения крупных сделок, осуществляемых с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, размещения денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершения сделок с ценными бумагами).

Таким образом, для решения вопроса о передаче недвижимого имущества во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам (в том числе органам власти) требуется получение согласия собственника в лице органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения

Из анализа положений ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006                            № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее: Федеральный закон № 135-ФЗ) следует, что бюджетные учреждения, за которыми государственное (муниципальное) имущество закреплено на праве оперативного управления, вправе передавать его во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований путем заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного (муниципального) имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исключение составляют случаи, предусмотренные пп. 1-16 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, к числу которых, в том числе, относится предоставление указанных прав на такое имущество:

государственным органам, органам местного самоуправления;

государственным и муниципальным учреждениям;

организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается) и др.

Следовательно, предоставление недвижимого имущества во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам (в том числе органам власти) должно быть осуществлено бюджетным учреждением на основании письменных договоров, заключенных по результатам проведения торгов на право заключения этих договоров или без проведения процедуры торгов (в случаях, установленных законом).

В соответствии со ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, проведение оценки объектов оценки является обязательным.

К объектам оценки относятся отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Таким образом, при передаче в аренду недвижимого государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным учреждением, размер арендной платы подлежит обязательной оценке. При этом в силу                           ч. 2 ст. 12 рассматриваемого Федерального закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, является рекомендуемой для совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что передача государственного (муниципального) недвижимого имущества во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований может быть осуществлена бюджетными учреждениями:

на основании отчета об оценке права, срок которого с даты составления не превышает шести месяцев;

путем заключения в письменной форме договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

при наличии согласия собственника в лице органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Нарушение бюджетным учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет за собой наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 7.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Подготовлено прокуратурой

Череповецкого района