К сведению работодателей


 

Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего

 

Национальная стратегия противодействия коррупции рассматривает коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации, в связи с этим Российской Федерацией в 2006 году ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции каждое Государство-участник принимает меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе. К числу таких мер относится установление ограничений в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

25.12.2008 принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее: Федеральный закон № 273-ФЗ), ст. 12 которого регулирует ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Из анализа ч.ч. 1 и 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что на работодателя при заключении с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, трудового договора (вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы) или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей), возложена обязанность в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вышеуказанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

В связи с изложенным, при приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего работодателю для решения вопроса о наличии оснований для направления представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы сообщения о заключении с указанным лицом трудового (гражданско-правового) договора следует установить наличие совокупности следующих обстоятельств:

1) должность, замещаемая ранее (занимаемая) бывшим государственным (муниципальным) служащим включена в Перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации (данный факт является основным критерием для сообщения представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы о приеме на работу вышеуказанного лица).

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ под нормативными правовыми актами Российской Федерации понимаются федеральные нормативные правовые акты; законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты.

Президентом Российской Федерации 21.07.2010 издан Указ № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», из            п. 1 которого следует, что к числу должностей, предусмотренных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, относятся должности:

федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557;

федеральной государственной службы, включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть утверждены собственные перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 3 постановления Пленума от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее: постановление Пленума № 46), в случае отсутствия названных Перечней, следует руководствоваться нормативными правовыми актами, определяющими перечни должностей государственной (муниципальной) службы, при замещении которых государственные (муниципальные) служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

2) работодателем с гражданином заключается: трудовой договор (вне зависимости от размера заработной платы); гражданско-правовой договор (гражданско-правовые договоры), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет более ста тысяч рублей в течение месяца.

3) прошло менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы.

Период, в течение которого действуют установленные ст. 12 Федерального закона                   № 273-ФЗ ограничения, начинается со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы и заканчивается через два года. При этом обязанность подлежит исполнению независимо от последнего места работы лица, замещавшего должность муниципальной службы, и количества заключенных им за этот период трудовых договоров: если в течение двух лет со дня увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин неоднократно трудоустраивается в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого факта его трудоустройства

Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 (далее: Правила).

В соответствии с п. 3 Правил сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).

Сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) направляется по последнему месту службы гражданина в 10-дневный срок со дня заключения трудового (гражданско-правового) договора. Способ направления сообщения работодателем определяется самостоятельно.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, влечет за собой наступление административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ) (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего)

Объектом указанного правонарушения является порядок управления в сфере противодействия коррупции, в частности соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им после увольнения с государственной (муниципальной) службы трудового или гражданско-правового договора.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного (муниципального) служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного (муниципального) служащего, замещающего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ. При этом нарушения могут состоять в:

не направлении сообщения о заключении трудового договора (гражданско-правового) договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы;

нарушении десятидневного срока со дня заключения трудового договора (гражданско-правового) договора, установленного для направления указанного сообщения;

нарушении порядка направления уведомления, установленного Правилами, включая требования к форме и содержанию данного сообщения.

С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Об отсутствии вины работодателя может свидетельствовать отсутствие у работодателя сведений (при невозможности получения их из трудовой книжки гражданина, документов воинского учета, военного билета, заполняемой гражданином при трудоустройстве анкеты) о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами Перечень.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица, являющиеся работодателем либо заказчиком услуг, а также руководителем организации.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ в данном случае понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Как правило, речь идет о руководителе организации или лице, уполномоченном на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя. При этом прекращение трудовых отношений с руководителем организации, допустившим в период исполнения им своих служебных обязанностей нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, не исключает возможности возбуждения в отношении этого лица производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности в качестве должностного лица, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (п. 11 постановления Пленума № 46).

Следует обратить внимание, что обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы.

Организации несут такую обязанность независимо от организационно-правовой формы (п. 5 постановления Пленума № 46)

В силу ст. 14 Федерального закона № 273-ФЗ и ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ возбуждаются прокурором, рассматриваются судьями судов общей юрисдикции.

Совершение указанного коррупционного правонарушения влечет назначение административного наказания в виде штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из анализа положений ст.ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, может назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи (но не менее половины предусмотренного минимального размера штрафа). Замена лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае невозможна.

Ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, оно не может быть признано малозначительным. Исключение составляет случай, когда нарушение выразилось в несоблюдении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона № 273-ФЗ информации (п. 14 постановления Пленума № 46).

Вопрос конституционности положений ч.ч 1, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона                      № 273-ФЗ был предметом неоднократного рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации данная норма ориентирована на обеспечение безопасности государства, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.

 

Подготовлено прокуратурой