Прокурор разъясняет: «О некоторых новеллах законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

 

03.07.2016 принят Федеральный закон № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», предусмотревший существенные изменения в рассматриваемой сфере правоотношений. В полном объеме закон вступил в силу с 01.07.2017.

Указанным законом Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;  органы местного самоуправления наделены полномочиями по ведению перечней видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и органов, уполномоченных на их осуществление, а также по установлению порядков их ведения.

К полномочиям органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее: органы контроля) отнесены организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований осуществляются органами контроля в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы контроля обеспечивают:

размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида контроля перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также их текстов;

осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований. В случае изменения обязательных требований органы контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности контроля и размещение его на официальных сайтах в сети «Интернет»;

выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, 1) полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, 2) содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, 3) информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если:

отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и

если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

В этом случае юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.

Порядок подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее: мероприятия по контролю без взаимодействия), относятся, в том числе: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий; административные обследования объектов земельных отношений; другие виды и формы мероприятий по контролю.

Указанные мероприятия проводятся уполномоченными должностными лицами органа контроля на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа контроля.

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований, должностные лица органа контроля принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований орган контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Порядком организации и проведения отдельных видов контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.

Законом изменен и расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки. К числу указанных оснований отнесены следующие:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

3) мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

4) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

О проведении плановой проверки или внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут быть уведомлены органом контроля посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган контроля.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным (в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица; в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем; в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки), должностное лицо органа контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае орган контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Кроме того, рассматриваемым законом регламентировано проведение контрольной закупки. В частности установлено, что контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу с 04.07.2016, установлено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При отсутствии вышеуказанных обстоятельств в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые допустивших отдельные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф может быть заменен на предупреждение.

Административный штраф не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 


 

Прокурор разъясняет:«О некоторых особенностях правового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления»

 

«О некоторых особенностях правового статуса депутатов представительных органов местного самоуправления»

 

            В преддверии предстоящих 10 сентября 2017 года выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Череповецкого муниципального района представляется необходимым рассказать будущим депутатам Советов сельских поселений о том, какие у них возникнут права и обязанности в связи с приобретением указанного статуса.

            Основным Федеральным законом, регламентирующим правовой статус депутатов выборных органов местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон о местном самоуправлении).

Согласно Федеральному закону о местном самоуправлении депутат - член представительного органа поселения, муниципального района. Депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с Уставом Череповецкого муниципального района и Уставами сельских поселений муниципального района депутаты представительных органов осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Федеральным законом о местном самоуправлении определено, что депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах (определяемых органами местного самоуправления), а также на внутридворовых территориях. При этом не должно нарушаться функционирование объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, а также не должны создаваться помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступа граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Депутат должен соблюдать запреты, ограничения, а также исполнять обязанности, которые установлены федеральным и областным законодательством в сфере противодействия коррупции.

К их числу отнесены:

-запрет одновременно замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности (в том числе должности глав муниципальных образований, депутатов представительных органов иных муниципальных образований), должности государственной или муниципальной службы;

-запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (распространяется на председателя представительного органа муниципального района, его заместителя);

-обязанность сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта;

-обязанность передавать ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов;

-обязанность представлять Губернатору области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Указанные сведения представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки путем направления их в Департамент государственной службы и кадровой политики области.

Порядок организации приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и работы с ними утверждается Губернатором области.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставлению для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется Департаментом государственной службы и кадровой политики области по решению Губернатора области. Такое решение принимается отдельно в отношении каждого депутата.

Основания проведения проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, организация деятельности Департамента государственной службы и кадровой политики при проведении проверки, а также иные условия ее проведения утверждаются Губернатором области.

При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения депутатом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены законодательством о противодействии коррупции, Губернатор области должен обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата (в связи с утратой доверия) в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности устанавливаются федеральными законами.

Иные гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований.

 

 

 

 

Прокуратурой Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении начальника ОПС Пустошка филиала ФГУП «Почта России».

Прокуратурой Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении начальника ОПС Пустошка филиала ФГУП «Почта России».

Прокурором Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении начальника ОПС Пустошка ОСП Череповецкого почтамта УФПС Вологодской области - филиала ФГУП «Почта России».

По версии следствия, в период с 17 июня 2016 года по 15 февраля 2016 года в д. Пустошка Уломского сельского поселения Череповецкого района начальник ОПС Пустошка  используя свое служебное положение, действуя умышленно, из корыстных побуждений, будучи ответственной за обеспечение полной сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей систематически изымала из кассы отделения почтовой связи и обращала в свою пользу денежные средства, полученные от реализации товарно-материальных ценностей, оприходованных в отделении почтовой связи Пустошка, чем совершила хищение вверенных денежных средств в размере 64 488 рублей. В результате преступных действий обвиняемой ФГУП «Почта России» причинен материальный ущерб на указанную сумму.

Уголовное дело направлено в Череповецкий районный суд для рассмотрения по существу.

 

 

Информация подготовлена

Прокуратурой  Череповецкого района

 

 

   

Прокуратурой Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении директора МУК «Коротовское СКО»

Прокуратурой Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении директора МУК «Коротовское СКО»
Прокурором Череповецкого района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении директора МУК «Коротовское СКО», обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение с использованием своего служебного положения).
По версии следствия, в декабре 2015 года в д. Коротово Череповецкого района директор МУК «Коротовское СКО», используя свое служебное положение, действуя умышленно, из корыстных побуждений, осознавая, что никто не будет проверять и ставить под сомнение достоверность издаваемых ею приказов, изготовила и собственноручно подписала два заведомо незаконных приказа, которыми предусмотрела выплату себе премий на общую сумму 13840 руб.. Приказы директор Учреждения передала работнику бухгалтерии Учреждения, осуществившему перечисление денежных средств на ее счет, открытый в банке. Незаконно перечисленные денежные средства директор МУК «Коротовское СКО» обналичила и распорядилась ими по своему усмотрению. В результате преступных действий обвиняемой Учреждению причинен материальный ущерб на указанную сумму.
Уголовное дело направлено в Череповецкий районный суд для рассмотрения по существу.
Информация подготовлена
Прокуратурой Череповецкого района 

 

Прокуратура Череповецкого района информирует о результатах прокурорского надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов, участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления в первом полугодии 2017 года

Прокуратура Череповецкого района информирует о результатах прокурорского надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов, участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления в первом полугодии 2017 года

 

За 6 месяцев 2017 года сотрудниками прокуратуры района изучено 405 нормативных правовых актов, 315 из которых принято органами местного самоуправления в 2017 году.

Несоответствие действующему законодательству выявлены в:

- квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в Муниципальном Собрании Череповецкого муниципального района, администрации Череповецкого муниципального района, Администрациях Ирдоматского сельского поселения и муниципального образования Мяксинское (утверждены постановлениями соответствующих органов местного самоуправления);

- административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги по согласованию решений о проведении ярмарки (утвержден постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 06.04.2015 № 799);

- положениях, регламентирующих вопросы предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления Абакановского, Ирдоматского, Климовского, Малечкинского, Нелазского, Судского, Уломского и Ягановского сельских поселений, муниципальных образований Воскресенское, Мяксинское и Югское (одновременно выявлено 11 коррупциогенных факторов);

- порядке исчисления арендной платы за пользование движимым имуществом с 01 января 2010 года (утвержден решением Совета Судского сельского поселения от 24.12.2009 № 10).

С целью приведения нормативных правовых актов в соответствие с требованиями закона, а также устранения коррупциогенных факторов прокурором района в представительные и исполнительные органы местного самоуправления принесено 17 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.

В 1 полугодии 2017 года прокуратурой района выявлен факт непредставления в прокуратуру района проекта постановления Администрации муниципального образования Мяксинское. В связи с данным обстоятельством, прокурором района главе муниципального образования Мяксинское внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

В указанном периоде прокурором района реализовывались полномочия по внесению предложений в планы нормотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления.

Так, по результатам мониторинга изменений действующего законодательства установлено, что в связи с определением порядка предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядка проведения проверки их достоверности и полноты Законом области от 23.06.2017 № 4160-ОЗ, необходимость регулирования указанного вопроса муниципальным нормативным правовым актом отпала.

Учитывая данные изменения, прокурором района направлено 14 предложений в планы нормотворческой деятельности представительных органов местного самоуправления, в которых рекомендовано предусмотреть во 2 полугодии 2017 года необходимость признания утратившим силу решений «О некоторых вопросах реализации законодательства о противодействии коррупции». В настоящее время органами местного самоуправления 8 сельских поселений предложения учтены.

Учитывая рост числа жалоб на действия должностных лиц Администраций муниципальных образований со статусом сельских поселений, входящих в состав Череповецкого муниципального района, при рассмотрении обращений граждан, в целях устранения правового пробела прокурором района разработан проект модельного муниципального нормативного правового акта «Об утверждении Порядка организации рассмотрения обращений в Администрации сельского поселения (муниципального образования)». В настоящее время органами местного самоуправления 10 сельских поселений соответствующий нормативный правовой акт издан.

По результатам мониторинга изменений в действующем федеральном и региональном законодательстве в органы местного самоуправления направлено 3 информации. На данный момент полностью или частично учтено содержание 2-х информаций: приведено в соответствии с законом 49 муниципальных правовых актов; 1 информация находятся в стадии рассмотрения.

В 1 полугодии 2017 года в прокуратуру района для проведения правовой экспертизы поступило 326 проектов муниципальных нормативных правовых актов. Из общего числа изученных проектов в отношении 25 проектов муниципальных нормативных правовых актов составлены отрицательные заключения. В 9 из 25 проектов нормативных правовых актов имели место несоответствия федеральному законодательству (с учетом 4 проектов, одновременно содержащих коррупциогенные факторы). Проведенный анализ свидетельствует о том, что наибольшее количество выявленных коррупциогенных факторов связано с широтой дискреционных полномочий - отсутствием условий или оснований принятия решения.

В отношении всех проектов муниципальных нормативных правовых актов, в которых были выявлены нарушения закона, коррупциогенные факторы, а также недостатки в юридико-техническом оформлении, прокурором района в органы местного самоуправления направлено 25 информаций, 22 из которых удовлетворены.

В анализируемом периоде времени состоялось 63 заседания представительных органов местного самоуправления, в 10-ти из них приняли участие сотрудники прокуратуры.

 

Информация подготовлена

Прокуратурой Череповецкого района

 

 

   

Страница 61 из 63

Архив новостей

Декабрь 2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
492829301234
50567891011
5112131415161718
5219202122232425
532627282930311

Ваше мнение

Где вы постоянно живете и работаете?
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!